Пятин В.А.

 

Валерий Александрович Пятин

 

Биография
 

       Валерий Александрович Пятин родился 16 июня 1930 г. в городе Симферополе в семье военнослужащего. Жизнь и деятельность Валерия Александровича была неразрывно связана с наукой и образованием. В 1952 году он закончил Челябинский государственный педагогический институт. После окончания института работал учителем географии, был директором школы.

       С 1962 года В.А. Пятин связал свою жизнь с работой в высшей школе, пройдя путь от старшего преподавателя, декана факультета Челябинского государственного педагогического института, проректора по учебной работе Белгородского педагогического института до ректора астраханского вуза (с ноября 1975 по июнь 2000г.).

       В течение 25 лет, с 1975 по 2000 год, Валерий Александрович Пятин стоял во главе крупнейшего вуза региона, а общий стаж его работы – 57 лет. Под его руководством Астраханский педагогический институт
стал ведущим научно-образовательным центром региона. В. А. Пятин возглавлял Совет ректоров вузов г. Астрахани.

       Огромен его вклад в подготовку высококлассных специалистов, организационно-педагогический талант В.А. Пятина позволил сформировать известную в России научную школу альтернативных технологий образования и возглавить научное направление региональных проблем развития образования. В.А. Пятин – автор многочисленных научных и научно-методических трудов, являющихся актуальными и в настоящее время. 

• Пятин В. А. Психолого-педагогические факторы формирования личности учителя в педагогическом вузе // Вопросы психологии, 1984 №5 с.95-98.
• Пятин В. А. Программированное обучение в школе. - Челябинск: Южн.-Уральское кн. изд-во, 1966.
• Пятин В. А., Шихова Р. Г. Методическое пособие по географии для VII класса по теме "Климат". Челябинск: Челяб. гос. пед. ин-т, 1965.
• Пятин В. А. Управление учебным процессом: (Учеб. пособие) - Курск: Кур. пед. ин-т, 1974. - 146 с.
• Пятин В. А. Дидактические системы: цель, информация, планирование: Учеб. пособие. - Курск: Кур. пед. ин-т, 1975. - 164 с.
• Пятин В. А. Управление педагогическим процессом в современной школе: (Вопр. теории и методол.): Учеб. пособие. - М.: МГПИ, 1986. - 90 с.
• Пятин В. А., Мясоедова Е. А. Исследование педагогического потенциала среды: Учеб. пособие. - Астрахань: Изд-во Астрах. пед. ун-та, 1998.

       Он был одним из инициаторов разработки Программы развития образования в Астраханской области, которая заложила основы модернизации регионального образования. В 1996 году по инициативе и стараниями ректора институт был преобразован в университет. За время ректорства Пятина выпущено более 16 тысяч специалистов, открыты аспирантуры, докторантуры, магистратуры по различным направлениям, начали функционировать диссертационные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций.

       Среди учеников Валерия Пятина первые лица региона –Александр Жилкин, Константин Маркелов, министр образования и науки Виталий Гутман, десятки директоров астраханских школ и средних специальных учебных заведений.

       Научно-педагогические достижения В.А. Пятина были отмечены:

• медалью К.Д. Ушинского, 
• орденом «Дружбы», 
• нагрудным знаком «Почётный работник высшего профессионального образования РФ»,
• нагрудным значком «Отличник просвещения СССР», 
• почётным званием «Заслуженный работник высшей школы РФ», 
• орденом «Знак Почёта», 
• медалью ордена и орденом «За заслуги перед Астраханской областью».

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1. Природа и история Астраханского края / Н.М. Ушаков, В.П. Щучкина, Е.Г. Тимофеева, В.Н. Пилипенко [и др.]; Ред. кол.: В.А. Пятин [и др.]. - Астрахань : АГПИ, 1996. - 364 с. - (М-во образования РФ. АГПИ им. С.М. Кирова). - ISBN 5-88200-213-3  Книга содержит описание природных особенностей и исторических событий Астраханского края с древнейших времён до наших дней. Наряду с известными фактами и событиями в ней широко представлены новые материалы из редких источников. Широкий круг читателей, студенты и преподаватели учебных заведений любого типа могут использовать этот коллективный труд астраханских учёных для познания сложных современных социально-экономических, исторических и экологических процессов, происходящих в уникальном природном комплексе нашего края.

Природа и история Астраханского края / Н. М. Ушаков, В. П. Щучкина, Е. Г. Тимофеева, В. Н. Пилипенко [и др.]; Ред. кол.: В.А. Пятин [и др.]. - Астрахань: АГПИ, 1996. - 364 с. - (Министерство образования РФ. АГПИ им. С. М. Кирова). - ISBN 5-88200-213-3

Книга содержит описание природных особенностей и исторических событий Астраханского края с древнейших времён до наших дней. Наряду с известными фактами и событиями в ней широко представлены новые материалы из редких источников. Широкий круг читателей, студенты и преподаватели учебных заведений любого типа могут использовать этот коллективный труд астраханских учёных для познания сложных современных социально-экономических, исторических и экологических процессов, происходящих в уникальном природном комплексе нашего края. 

2. 

Яцукова, Ирина Львовна.

Технология организации коллективных творческих дел: метод. рекомендации / под ред. В. А. Пятина, Б. В. Кайгородова. - Астрахань : Издательство АГПУ, 2000. - 21 с. - (Педагогика и психология. Раздел "Для учителя"). - ISBN 5-88200-560-4

В работе рассматриваются идеи коллективного воспитания А. С. Макаренко, которые воплотил в своей технологии коллективных творческих дел И. П. Иванов. В этой технологии акцентируется внимание на развитие воспитательных отношений, выборе конкретных путей и форм коллективной деятельности. Настоящая работа призвана оказать помощь педагогам, которые хотят на практике работать в условиях взаимного сотрудничества, так как в ней представлен не только теоретический аспект внедрения технологии КТД, но и предложены практические формы проведения воспитательных мероприятий с использованием элементов этой технологии.

3.  

Педагогическая практика (психолого-педагогический аспект): метод. рекомендации для студ. V курса / ред. В. А. Пятин, Г. П. Стефанова, Б. В. Кайгородов. - Астрахань : АГПУ, 1999. - 22 с. - (Министерство общего и проф. образования РФ. АГПУ). - ISBN 5-88200-404-7

В методических рекомендациях определено место педагогической практики в системе профессиональной подготовки учителей; дана характеристика задач, содержания педагогической практики студентов.

4.  

Астраханский государственный университет: академические традиции. Инновационные технологии : науч. изд. / сост. Л. В. Баева [и др.]; Под ред. А. П. Лунев. - Астрахань : Астраханский университет, 2007. - 276 с.: ил. - (Федеральное агентство по образованию. АГУ). - ISBN 5-88200-988-Х

В книге, созданной к 75-летнему юбилею Астраханского государственного университета, нашли отражение результаты инновационного развития АГУ последних лет. Раскрыта новая миссия университета как мощного международного университетского комплекса на юго-востоке европейской части России, формирующего в экономике региона новый научно-образовательный и инновационный кластер. Рассмотрены вопросы современный системы образования на примере АГУ, а также проблемы обеспечения качества обучения, соответствующего международным стандартам. АГУ представлен как исследовательский университет, базой которого являются научно-педагогические школы. Освещены вопросы международного сотрудничества, способствующего наращиванию научного, образовательного и инновационного потенциала университета.

5.  

Технология развития профессионального самосознания личности: психолого-акмеологический практикум: учеб. пособ. / А.А. Деркач, О. В. Москаленко, В. А. Пятин [и др.]. - Астрахань: АГПУ, 2000. - 170 с. - ISBN 5-88200-540-х

Учебное пособие помогает разработать методическое оснащение теоретических положений авторской концепции развития профессионального самосознания и представить акмеологическую систему, состоящую из психологических, педагогических, социально-психологических и психофизиологических методов и методик, развивающих профессиональное самосознание личности на любом этапе онтогенеза человека. Практикум выступает средством организации самостоятельной работы студентов по овладению теоретическим и экспериментальным материалом. В наго включены методики, которые будут полезны для проведения практических и лабораторных занятий по нескольким учебным дисциплинам.

6.  

Технологии решения частных педагогических задач: моногр. / Л. Н. Давыдова [и др.]; Под ред. В.А. Пятина. - Астрахань : АГПУ, 1999. - 459 с. - (Министерство общ. и проф. образования РФ. АГПУ). - ISBN 5-88200-400-4

В монографии рассматриваются отдельные аспекты педагогических технологий обучения и воспитания, технологий управления образовательным процессом, педагогических технологий развития личности. Работа адресуется преподавателям высших и средних учебных заведений, студентам, руководителям образовательных учреждений, учителям, социальным педагогам и другим специалистам в области образования.

7.  

Технологии подготовки специалистов в педагогическом университете: моногр. / под ред. В. А. Пятина. - Астрахань: АГПУ, 1999. - 352 с. - (Министерство общ. и проф. образования РФ. АГПУ). - ISBN 5-88200-422-5

В монографии представлены различные педагогические технологии профессиональной подготовки студентов в системе педагогического университета. Авторы излагают своё видение проблемы, опираясь как на имеющийся опыт, так и на теоретические исследования, проведённые в университете.

8.  

Природа, прошлое и современность Астраханского края / В. Н. Пилипенко, А. М. Липчанский, Э. И. Бесчетнова и др.; сост. А.А. Жилкин, А. П. Лунев, В. А. Пятин. - Астрахань : Астраханский университет, 2008. - 452, [7] с. - (Федеральное агентство по образованию. АГУ). - ISBN 5-88200-985-5

Книга содержит описание природных особенностей и исторических событий Астраханского края с древнейших времён до наших дней, а также результаты научных исследований, иллюстрирующие его специфику и уникальность. Наряду с известными фактами и событиями в книге широко представлены новые материалы из редких источников, исследовательские изыскания, проведённые преподавателями и сотрудниками Астраханского государственного университета за последние 30 лет. Широкий круг читателей, в том числе учащиеся средних образовательных школ и преподаватели учебных заведений любого типа смогут использовать коллективный труд астраханских учёных для познания сложных современных социально-экономических, исторических и экологических процессов, происходящих в уникальном регионе России.

9.  

Пятин В.А.

О совместной работе учителей и воспитателей по формированию познавательных интересов у школьников // За единство обучения и воспитания : Материалы первой Пермской межвуз. конференции по проблемам учебно-воспитательной работы в школах-интернатах. - Пермь : Пермское кн. изд-во, 1964. - 113 с. - (Пермский гос. пед. институт). с.109-113

10.

Пятин, В.А.

Педагогика (руководство по самостоятельной работе студентов) : учеб. пособие. - Астрахань, 1989. - 136 с. - (Министерство народного образования РСФСР. АГПИ им. С. М. Кирова).

Задача учебного пособия – способствовать студентам в самостоятельной работе по изучению основного курса педагогики. В издании объясняются общие основы педагогики, методы и принципы теории воспитания, освещается деятельность классного руководителя как организатора педагогического процесса, раскрываются вопросы дидактики. Структура пособия основана на системно-аналитическом подходе к курсу и требует обязательной вдумчивой работы над проблематикой каждого раздела.

11.

Палаткина, Г. В., Пятин В.А.

Проблемы современной этнической педагогики : рек. УМО по спец. пед. образования в качестве учеб. пособ. для студентов вузов ... "Педагогика". - Астрахань : АГПУ, 2000. - 120 с. - ISBN 5-88200-523-х

В пособии сделана попытка раскрыть основные направления этнопедагогики как науки. Исследуются вопросы этнопедагогической направленности учебно-воспитательного процесса, генезис этнопедагогики и её источники, факторы и цели воспитания народной педагогики, семья как основа народного воспитания. Пособие содержит разработку творческих и игровых заданий, способствующие более успешному закреплению материала.

12. 

Астраханскому государственному педагогическому университету - 70 лет. - Астрахань : Издательство АГПУ, 2002. - 436 с. - (Министерство образования РФ. АГПУ). - ISBN 5-88200-682-1

Книга повествует об истории становления и развития Астраханского государственного педагогического университета с момента его образования 01. 10. 1932 г. по сегодняшний день, когда вуз оформился в крупный образовательный, культурный и просветительский центр.

13. ​​​​

Астраханский государственный педагогический университет на рубеже веков : научно-популярное издание / В. В. Ишин, Л. Ю. Касьянова, А. П. Лунев [и др.]; Под ред. В. А. Пятина. - Астрахань : АГПУ, 2000. - 248 с. - ISBN 5-88200-495-0

Книга-рассказ о сегодняшнем дне старейшего учебного заведения нашего края – педагогическом университете. Авторы – преподаватели и работники вуза – воспоминают о его становлении и развитии, размышляют о достижениях и проблемах, делятся планами на будущее.

14.

Воспитательная деятельность: методология, содержание, технологии : [монография] / под ред. В.А. Пятина. - Астрахань : АГПУ, 2001. - 531 с. - (Министерство образования РФ. АГПУ). - ISBN 5-88200-585-Х

В монографии рассматриваются вопросы теории и практического опыта воспитательной деятельности в плане её методологических, содержательных и технологических аспектов.

15.

Шакиров, И.А.

Антропология педагогических ситуаций : моногр. / под ред. В.А. Пятина. - Астрахань : Астраханский университет, 2009. - 104 с. - (Федер. агентство по образованию. АГУ). - ISBN 978-5-99-26-0182-4

Представлен материал по вопросам антропологизации учебно-воспитательного процесса, выраженного последовательностью проблемных педагогических ситуаций. Приведен обширный материал научных исследований по педагогической антропологии.

16.

Развитие образования в России: XX-XXI века : монография / Е. А. Тарабановская, М. Е. Акмамбетова, Л. М. Миляева, И. Н. Хафизуллина; Под ред. В.А. Пятина. - Астрахань: Астраханский университет, 2009. - 160 с. - (Федеральное агентство по образованию АГУ). - ISBN 978-5-9926-0261-6

В данной работе представлен материал по проблемам развития образования в России. Содержится обширный документальный историко-педагогический материал.

17.

Программа развития образования в г. Астрахани / под ред. В.А. Пятина. - Астрахань, 1992. - 172 с. - (Администрация Астраханской области. Департамент образования Астраханской области. АГПИ ).

В программе представлен анализ состояния образования как в г. Астрахани, так и в четырёх составляющих его районах в отдельности. На основе демографического анализа и характеристики образовательной сети города разработана программа развития образования, которая содержит, главным образом, основные направления следующих ступеней образования: дошкольного, общего среднего и профессионального. Программа адресуется руководителям органов образования, может быть полезна специалистам в области педагогики.

18.  

Педагогика: [в 3 ч.]: Ч. 1. Общая педагогика : курс лекций / М. Е. Акмамбетова, Е. Н. Гребенюк, Л. М. Миляева, Е. А. Тарабановская; Под ред. В. А. Пятина. - Астрахань : Астраханский ун-т, 2008. - 200 с. - (Федеральное агентство по образованию. АГУ). – ISBN 978-5-9926-0146-6

Педагогика: [в 3 ч.]: Ч. 2. Педагогическая технология. Социальная педагогика. Управление образовательными процессами : курс лекций для студ. ... по педагогическим специальностям / Е. Н. Гребенюк, Л. М. Миляева, С. М. Пителин, М. А. Трушкина, И. Н. Хафизуллина, И. А. Шакиров, В. А. Пятин; Под ред. В. А. Пятина. - Астрахань : Астраханский университет, 2008. - 168 с. - (Федеральное агентство по образованию. АГУ). – ISBN 978-5-9926-0231-9

Педагогика: [в 3 ч.]: Ч. 3. Мировой образовательный процесс во второй половине XX- начале XXI в. : курс лекций для студ. ... по педагогическим специальностям / Е. А. Тарабановская, Е. Н. Гребенюк, Л. М. Миляева, С. М. Пителин, И. А. Шакиров, В. А. Л. Б. Шиповская, И. Н. Хафизуллина, В. А. Пятин; Под ред. В. А. Пятина. - Астрахань : Астраханский университет, 2008. - 141 с. - (Федеральное агентство по образованию АГУ). – ISBN 978-5-9926-0155-8

Курс лекций «Педагогика» состоит из трёх частей. В первой части «Общая педагогика» рассмотрены проблемы общей педагогики, теории обучения и воспитания, истории образования и педагогической мысли с учётом достижений современной педагогики и педагогического опыта. Во второй части «Педагогическая технология. Социальная педагогика. Управление образовательными процессами» представлены лекции по курсам «Педагогическая технология», «Социальная педагогика, коррекционная педагогика с основами специальной психологии», «Управление образовательными системами». Материал излагается с учётом прогрессивных направлений и идей современной педагогики. В третьей части «Мировой образовательный процесс во второй половине ХХ – начале XXIв.» рассмотрены современные проблемы развития образования в России и мире. Содержится обширный документальный историко-педагогический материал. Предназначается студентам, обучающимся по педагогическим специальностям, а также рекомендуется для подготовки бакалавров и магистров.

19.

Пятин, В.А.

Методический материал для самостоятельной работы по курсу "Педагогика школы" : Экспериментальная проверка. - Астрахань, 1988. - 119 с. - (АГПИ).

Курс является базовым для формирования профессиональных знаний, понятий, умений. Знания теоретических основ педагогики позволят понять существо процесса воспитания и обучения

школьников, определить своё личное отношение к решению частных педагогических задач. Курс находится в тесной взаимосвязи с общественными науками, психологией, возрастной физиологией, частными методиками, историческими дисциплинами. Конспект лекций построен на основе понятийно-структурного подхода, не заменяет учебники и литературу по курсу, может быть полезен при самостоятельной работе по осмыслению педагогических знаний.

20.

Акмеологические основы профессионального самосознания личности : учеб. пособие / сост. А. А. Дергач, О. В. Москаленко, В. А. Пятин, Е. В. Селезнева . - Астрахань : АГПУ, 2000. - 329 с. - (Министерство образования РФ. Рос. акад. гос. службы при президенте РФ. АГПУ). - ISBN 5-88200-541-8

В учебном пособии рассматривается авторская психолого-акмеологическая концепция, которая включает теоретические основы, условия, факторы и акмеологическую модель развития профессионального самосознания личности, впервые рассматриваемого как акмеологическая категория. Издание ориентировано на подготовленных специалистов в области психологии, педагогики, социологии, менеджмента, но также может быть полезно студентам и аспирантам университетов, практическим психологам и социальным педагогам, работникам служб переподготовки специалистов и занятости населения, руководителям и всем интересующимся акмеологией как новой отраслью научного знания.

21.

Палаткина, Г. В.

Реализация воспитательных возможностей этнопедагогической среды : метод. рек. / под. ред. В. А. Пятина, Б. В. Кайгородова. - Астрахань : Издательство АГПУ, 2000. - 21 с. - (Педагогика и психология. Раздел "Для учителя"). - ISBN 5-88200-551-5

Данные методические рекомендации призваны познакомить с понятием - этнопедагогическая среда , её сущностью, функциями, особенностями структурных компонентов, средствами и методами изучения. Знание и целенаправленное использование этнопедагогической среды поможет учителям грамотно, профессионально строить педагогическую работу в полинациональном регионе. Рекомендуется преподавателям средней и высшей школы, студентам и социальным работникам.

22.

Пятин, Валерий Александрович.

Исследование педагогического потенциала среды : учебное пособие - Астрахань : Издательство АГПУ, 1998. - 105 с. - ISBN 5-88200-374-1

В учебном пособии раскрывается содержание совокупного педагогического потенциала среды, теоретические основы и методы его исследования, изложена технология первичного исследования педагогического потенциала среды микрорайона. Пособие адресовано студентам педагогических специальностей, социальным педагогам, учителям и другим специалистам, реализующим социально-педагогическую деятельность в среде.

23.

Педагогика [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов по спец. "Русский язык и литература", "Математика", "Физика", "Химия", "История", "Иностранный язык", "Биология", "Культурология" / Сост. Т. В. Воронцова. В. А. Пятин, М. Е. Акмамбетова, Л. В. Шиповская [ др. ]; под ред. В. А. Пятина. - Астрахань : Астраханский университет, 2009. - 99 с. + CD ROM. - (Федеральное агентство по образованию АГУ). – ISBN 978-5-9926-0264-7

Включает в себя программу учебной дисциплины, календарный план, пробные тесты, план лекций, семинарских занятий, список литературы, тематику контрольных работ, материалы педагогической практики, перечень экзаменационных опросов, основные педагогические понятия. Предназначено для студентов педагогических специальностей, преподавателей

дисциплины «Педагогика», а также студентов, обучающихся по заочной форме обучения для самостоятельной подготовки к семинарско-практическим занятиям, зачётам и экзаменам.

24.

Программа развития Астраханского государственного педагогического университета в 1997-2000 гг. и до 2005 г. / сост. В. А. Пятин, А. П. Лунев, Г. Г. Глинин [и др.]. - Астрахань, 1997. - 26 с. - (АГПУ).

Программа включает в себя генеральную концепцию развития АГПУ с 1997 по 2005 г. и состоит из разделов: «Образовательная деятельность», «Развитие научных исследований и подготовка научных кадров», «Работа университета в региональном образовательном пространстве», «Информационное, финансовое, материальное и управленческое обеспечение основной деятельности университета». Каждый раздел заключает в себе краткое описание деятельности по проектным направлениям работы.

25.

Воспитательные технологии современной сельской школы : Монография / Под ред. В.А. Пятина и др. - М.: МПГУ, 2004. - 156 с. - (М-во образования РФ. НИИПО, АГУ). - ISBN 5-94845-062-7

Монография представляет собой системный материал по проблемам воспитательных технологий современной сельской школы. Особенность содержания работы в том, что авторами являются не только работники высшей и общеобразовательной школы, но и представители научных и научно-исследовательских учреждений сельского хозяйства. Такое сочетание позволяет более глубоко разобраться и осознать важность проблемы воспитания сельских школьников.

26.

Учебно-воспитательная деятельность в развивающейся школе : монография / под ред. В.А. Пятина [и др.]. - М.: МПГУ, 2004. - 168 с. - (Министерство образования РФ. НИИРПО. АГУ ). - ISBN 5-94845-072-4

В монографии рассматриваются различные проблемы учебно-воспитательной деятельности современной развивающейся школы. При достаточно широком аспекте взглядов и подходов авторов, представляющих как педагогов-практиков так и педагогов-учёных, объединяет идея динамичного развития школы.

27.

Целевая программа "Реформа школы: институт - народное образование" (на период до 1995 года) : Целевая программа утверждена Советом института 30 августа 1984 года / подгот. В. А. Пятин, А. П. Лунев, В. М. Адров и др. - Астрахань, 1984. - 34 с. - (АГПИ).

Реформа школы выдвигает большие задачи перед высшей педагогической школой в деле улучшения подготовки учительских кадров. Цель данной комплексной программы состоит в том, чтобы сосредоточить усилия коллектива института на решении задач в соответствии с основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Программа включает разделы: 1. Задачи института по подготовке специалистов для системы народного образования; 2. Работа коллектива института по формированию контингента студентов и повышению престижа учительской профессии; 3. Основные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса института в свете постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их труда и быта»; 4. Важнейшие задачи факультетов и кафедр по реализации целевой программы «Реформа школы: институт – народное образование»; 5. Научное и идейно-политическое обеспечение совершенствования учебно-воспитательного процесса и пропаганда идей реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

28.

Основные педагогические понятия нормативного курса дисциплины "Педагогика" : словарь / сост. Е. Н. Горенков, Е. Н. Гребенюк, Е. В. Дмириева [и др.]; Под ред. В. А. Пятина. - Астрахань : АГУ, 2004. - 112 с. - (Министерство образования РФ. АГУ). – ISBN 5-88200-776-3

Словарь основных педагогических понятий включает в себя статьи, раскрывающие понятийный смысл нормативного курса дисциплины «педагогика» учебных планов государственного стандарта второго поколения. Источниками составления словаря являются энциклопедии, словари, словари-справочники и другая источниковедческая литература по проблемам педагогической теории и практики.

29.

Конкурентоспособность и профессиональная компетентность выпускников средних специальных учебных заведений : Материалы научно-практической конференции 18 апреля 2003 г. / Под ред. В. А. Пятина. - Астрахань : Изд-во АГУ, 2003. - 85 с. - (Министерство образования РФ АГУ). - ISBN 5-88200-711-9

В сборник вошли материалы научно-практической конференции, проходившей в г. Астрахани 18 апреля 2003 г. и организованной коллективом Астраханского государственного колледжа торговли и сервисных технологий и Научно-исследовательским институтом региональных проблем образования Астраханского государственного университета. Авторами статей исследованы проблемы трудоустройства и профессиональной компетенции выпускников колледжа, особенности их взаимоотношений с потенциальными работодателями. В сборник включены работы как теоретического, так и прикладного характера. Издание адресовано преподавателям и выпускникам ССУЗов, потенциальным работодателям и всем, кто заинтересован в формировании высококвалифицированного специалиста.

30.

Астраханский край: история и современность (к 280-летию образования Астраханской губернии) : материалы Всероссийской научной конференции 26 - 27 нояб. 1997 года / ред. кол.: В. А. Пятин, Г. Г. Глинин, Д. Л. Теплый, Н. М. Ушаков (гл. ред.) [и др.]; Науч. ред.: С. Н. Воронов, Г. Г. Исаев, Д. Л. Теплый, Н. М. Ушаков. - Астрахань : Астраханский университет, 2013. - 356 с. - ISBN 5-88200-306-7

В сборник включены материалы Всероссийской конференции «Астраханский край: история и современность» (к 280-летию образования Астраханской губернии). Они освещают широкий круг вопросов исторического, экономического и этнокультурного развития и своеобразия региона, а также достижения астраханских учёных в области гуманитарных и естественных наук.

31.

Программа развития образования в Астраханской области на 1999 - 2005 годы / под общ. ред. А. П. Лунева; Рук. гр. И. В. Родненко, В. А. Шитов, В. А. Пятин . - Астрахань : Издательство АГПУ, 1999. - 68 с.

Основной задачей Программы является создание в регионе обучающегося сообщества включающего в себя систему образования для взрослых, в том числе на селе. Ключевую роль в формировании региональной обучающей среды призваны сыграть университеты. Принципиальной позицией авторов является признание того факта, что региональная программа развития образования не может – и не должна – конкретизировать проекты, доводя их до уровня каждого муниципального образования, каждого образовательного учреждения. Программа развития состоит из Паспорта программы, расшифровки концепции развития образования в Астраханской области, общей характеристики системы образования, основных программных мероприятий, а также финансового и ресурсного обеспечения реализации программы.

32.

Садыкова, Н. У.

Технология совместной учебной деятельности обучающего и обучаемых : Спецкурс / под. ред. В. А. Пятина. - Астрахань : АГПУ, 1998. - 25 с. - (АГПУ).

Монография является стратегически задуманным исследованием, выполненным коллективом учёных Астраханского государственного педагогического университета. Результаты исследований в рамках научно-педагогического поиска представлены объединением совместной учебной деятельности обучающего и обучающихся, управления инновационными процессами, само актуализацией личности педагога, профессиональным самовоспитанием студентов, созданием и применением новых знаний, менеджментом образования. Монография обращена к личности педагога, учителя, при этом учитывается, что само понятие «учитель» в отечественной педагогической традиции наполнено особым ценностным смыслом, позволяет не ограничиваться простой фиксацией профессиональной роли, акцентировать внимание на духовном ценностном мире педагога, который и определяет его профессиональную компетентность и мастерство.

33.

Создание и развитие полигона "Капустин Яр" - героическая страница истории Астраханской области (к 60-летию 4-го Государственного Центрального Межвидового полигона Министерства обороны Российской Федерации (ГЦМПМОРФ)) : сборник статей научной конференции 21 апреля 2006 г. / сост. В.В. Ишин, В. А. Пятин. - Астрахань : Астраханский университет, 2006. - 186 с. - (Федеральное агентство по образованию АГУ. Филиал АГУ в г. Знаменске). - ISBN 5-88200-876-6

Сборник статей рассказывает об истории становления и современности старейшего ракетного полигона «Капустин Яр». Авторы разных поколений (историки, педагоги, психологи, военные и т.д.) повествуют о научных, имеющих важное стратегическое значение исследованиях, проводимых учёными г. Знаменска, о культуре общения военнослужащих, о воинском долге и психологических особенностях поведения как на испытаниях, так и в повседневной жизни, о проблемах и перспективах школьников г. Знаменска, а также досуге молодёжи и многом другом.

34.

Ученые записки: материалы докладов итоговых научных конференций АГУ 2008 - 2009 гг. / редкол. Н. М. Алыков, Г. Г. Глинин (гл. ред.), Б. В. Кайгородов, В. К. Карпасюк, С. В. Краева, Л. А. Леон, А. Н. Липчанский, Н. Г. Ованесов, Л. Я. Подвойский, В. В. Попов, В. А. Пятин, Д. Л. Теплый (зам. гл. ред.). - Астрахань : Астраханский университет, 2009. - 353 с. - (Федеральное агентство по образованию АГУ). - ISBN 978-5-9926-0267-8

В сборник включены материалы докладов, представленных на ежегодных научных конференциях преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов Астраханского государственного университета. Публикации отражают наиболее результативные исследования по актуальным научным проблемам.

35.

Основы разработки педагогических технологий и инноваций : моногр. / Л. Н. Давыдова [и др.]; Под ред. В. А. Пятина. - Астрахань : АГПУ, 1998. - 380 с. - (Министерство общ. и проф. образования РФ. АГПУ). - ISBN 5-88200-307-5

В монографии в многоаспектном плане рассматриваются основы разработки педагогических технологий и инноваций, определяются их теоретические предпосылки и структура проектирования, а также условия и пути разработки конкретных технологий и инноваций в педагогической деятельности.

36.

Инновации в российском образовании : Высшее профессиональное образование 2000. Ч. 3. - М.: Изд. МГУП, 2000. - 80 с. - (Министерство образования РФ). - ISBN 5-8122-0218-4

В сборнике представлены статьи, отражающие опыт инновационной деятельности в системе высшего профессионального образования. Цель сборника – показать пути преодоления сложившихся традиций и перестройки стереотипов профессионально-педагогического и

управленческого мышления. Основное внимание в работах уделено структурно-функциональным и организационно-финансовым аспектам развития университетского образования. Анализируются новые методы и технологии организации образовательного процесса. Предлагаются образцы инновационных преобразований вузовского управления. Рассматриваются варианты взаимодействия вуза и региона, ориентированного на повышение инновационной активности. Сборник рассчитан на широкий круг читателей – от преподавателей до руководителей образовательных учреждений.

37.

Этническая педагогика : кн. для чтения / сост.: В. А. Пятин, А. М. Трещев, Г. В. Алексеева [и др.]. - Астрахань : АГПИ, 1995. - 476 с. - (АГПИ). - ISBN 5-88200-131-5

В книгу включены фрагменты из летописей, поучений, произведений отечественных и зарубежных педагогов, этнографов, философов, рассматривающие вопросы этнического воспитания. Книгу можно использовать как хрестоматию для студентов и преподавателей педагогических вузов. Она рассчитана на широкий круг читателей.

38.

Государственный образовательный стандарт и качество профессиональной подготовки специалистов: Материалы научно-практической конференции 24 декабря 2003 года / под ред. В. А. Пятина. - Астрахань: Изд. дом "АГУ", 2003. - 124 с. - (МСХ РФ. Министерство образования РФ АГУ). - ISBN 5-88200-755-0

Материалы содержат работы преподавателей средних и высших профессиональных учебных заведений по проблемам реализации основных положений государственного образовательного стандарта среднего и высшего уровней профессионального образования. В сборнике рассматривается комплекс вопросов содержания технологии реализации ГОС и качества профессиональной подготовки специалистов. Издание рассчитано на преподавателей средних и высших профессиональных заведений, студентов.

39.

Пятин, В. А.

Дидактические системы: цель, информация, планирование : учеб. пособие. - Курск, 1975. - 164 с. - (Курский гос. пед. институт).

В настоящем методическом пособии основное внимание уделяется вопросам системного анализа дидактических понятий цели, педагогической информации, планирования. Содержание предлагаемой работы обусловлено и тем, что современные методы исследования немыслимы без широкого применения системного анализа, позволяющего изучить, раскрыть явление во всём его многообразии связей, зависимостей. Общая особенность всех глав работы в том, что они начинаются с анализа понятия рассматриваемого в главе вопроса, затем следует сама система входящих в этот вопрос понятий.

40.

Пятин, В. А.

Управление учебным процессом : учеб. пособие. - Курск, 1974. - 146 с. - (Курский гос. пед. институт).

Длительное время управление рассматривалось в практике работы школ и педагогической теории в узком школоведческом плане. Современная теория управления даёт возможность использовать как отдельные положения, так и общее её понятие в широком плане решения задачи повышения эффективности обучения. Особенности применения понятий управления в обучении заключаются в том, что они раскрывают новые качественные стороны всего процесса учебной деятельности учителя и ученика. Определение цели, анализ, планирование, организация, контроль представляют дидактическую систему , знание закономерностей которой обогащает дидактический процесс. В предлагаемом учебном пособии автор раскрывает отдельные специфические особенности использования теории управления в учебном процессе. Пособие представляет интерес не только для студентов, но и для учителей общеобразовательной и профессиональной школы.

41. 

Районные программы развития образования. Ч. 1 / под ред. В.А. Пятина. - Астрахань, 1992. - 291 с. - (Адм. Астр. обл. Департамент образования. АГПИ).

Районные программы развития образования. Ч. 2 / под ред. В.А. Пятина. - Астрахань, 1992. - 292-489 с. - (АГПИ).

Учитывая необходимость существенного обновления всей системы образования и воспитания, группой специалистов в области просвещения разработаны материалы, соответствующие современным и перспективным социально-экономическим требованиям развития образования в районах Астраханской области. Первая часть работы представляет собой общий анализ состояния образования сельских районов, включающая демографический анализ области, анализ состояния материально-технической базы, управления и финансирования системы образования, а также краткую характеристику состояния всех её структурных компонентов. Во второй части рассмотрено состояние образовательной системы каждого района, которая на основании общей модели анализа состояния системы написана работниками РОНО. Программа развития системы образования в области представляет собой совокупность наиболее существенных, прогностически сориентированных идей и положений, определяющих обновление всех звеньев образования.

42.

Наука, образование и учитель России в XXI веке : материалы межрегиональной научно-практической конференции / сост. и науч. ред. В. А. Пятин, В. П. Зволинский и др. - М.: Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук, 2011. - 239 с. - (Прикаспийский научно-исследовательский институт аридного земледелия Россельхозакадемии).

Сборник содержит материалы докладов, представленных к межрегиональной научно-практической конференции «Российский учитель XXI века», прошедшей 16 декабря 2010 г. на базе филиала Астраханского государственного университета в г. Знаменске

43.

Атлас Астраханской области: учебно-справочное пособ./ гл. ред. В.А. Пятин - М. : Роскартография , 1997. - 48 с. : карт. - (280-летию со дня образования Астраханской губернии - посвящается). – ISBN 5-85120-044-8

Атлас Астраханской области является учебно-справочным картографическим пособием, дающим сведения о природных условиях , естественных ресурсах, административном делении, экономике, культуре и истории области. При разработке карт атласа были использованы материалы Астраханского государственного педагогического университета, Астраханского областного комитета государственной статистики, департаментов образования и здравоохранения администрации Астраханской области, Астраханского биосферного государственного заповедника, Астраханского центра гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, Каспийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства, Астраханского областного комитета по земельным ресурсам, Астраханского государственного областного архива, Историко-архитектурного музея-заповедника. Атлас предназначен для широкого круга читателей: преподавателей, учащихся и студентов общеобразовательных и профессиональных учебных заведений всех уровней, туристов и краеведов.